Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №77 г.Томска

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Национальный проект Центр Семья Центр Семья Памятка для населения Анонс горячей линии Памятка logo

В целях повышения качества дошкольного образования, создания условий для непрерывного развития у детей дошкольного и школьного возрастов интереса к конструированию, моделированию, формирования цифровых и естественно-научных компетенций, повышения интереса к направлениям технического творчества и инженерным профессиям в региональной системе общего образования на территории Томской области реализуется проект «Развитие пространственного мышления дошкольников как основы формирования естественно-научных, цифровых и инженерных компетенций человека будущего» (далее – Проект), региональным оператором которого является ТОИПКРО.

https://toipkro.ru/departments/kafedra-doshkolnogo-nachalnogo-27/razvitie-prostranstvennogo-myshleniya-1544/

Цель Проекта — создание условий для развития пространственного мышления дошкольников в условиях цифровой образовательной среды посредством формирования компетенций для экономики региона в контексте преемственности всех уровней общего образования. (подробнее https://admin.tomsk.ru/pgs/e0o)

Распоряжение № 169-р от 11.02.2022 «О реализации мероприятий проекта «Развитие пространственного мышления дошкольников как основы формирования естественно-научных, цифровых и инженерных компетенций человека будущего»

В дошкольном возрасте  пространственные представления – один из компонентов умственной деятельности.

Детей необходимо научить ориентироваться в пространстве, так как знание пространственных свойств предметов и отношений между ними – важное условие познания окружающего мира. Успешность овладения детьми различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной – зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, ориентировки в пространстве, слабое развитие которых является одной из причин, вызывающих трудности при дальнейшем обучении чтению, письму, счету, рисованию и другим действиям.

Пространственное мышление отличается от других форм образного мышления тем, что выделение пространственных характеристик является центральным моментом, в котором содержанием пространственного мышления является операция пространственными образами в видимом или воображаемом пространстве. В ходе онтогенеза пространственное мышление проходит ряд закономерных этапов своего становления: первоначально оно вплетено в другие виды мышления, а в своих наиболее развитых и самостоятельных формах оно выступает в виде пространственных образов.

Так в программе «От рождения до школы» рекомендуется с детьми среднего дошкольного возраста проводить игры-занятия со строительным материалом (настольным, напольным),

на которых продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр – столбик, труба); знакомить со способами конструирования – прикладыванием, накладыванием; побуждать совместно с взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки; формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек. Отмечается, что в средней группе конструирование усложняется – постройки могут включать 5-6 деталей; формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Для достижения  поставленной цели в МАДОУ № 77 реализуются  образовательные  программы, которые  знакомят детей с разнообразными видами конструирования: из бумаги (оригами, бумагопластика), из деталей конструкторов  LEGO, Фанкластик, из остаточного и вспомогательного материала (природный, бросовый), а также из строительного материала. Реализуются программы технической направленности «РобоСтарт» и «Робомышь». Используется математический комплекс  «Мате:плюс®. Математика в детском саду», различный  дидактический материал (Цветные счетные палочки Кюизенера, учебно-игровое пособие «Блоки Дьенеша», Дары Фребеля.

Для диагностики развития пространственного мышления у воспитанников мы выбрали тест отечественного психолога И. Якиманской. Разработанный под ее руководством тест включает 5 разделов (субтестов), задача которых направить мыслительную деятельность на создание образов, связанных с величиной объектов, их формой, а также оперирование образами, которое приводит к мнимому видо- изменению положения объекта, его структуры и одновременного изменения пространственного положения и структуры образа. Материалом задач были выбраны графические изображения, которые применяются в чертеже, рисовании и математике (геометрии). Задания включали все основные типы оперирования пространственными образами и представляли собой определенную последовательность, начиная от простых преобразований с опорой на восприятие до все более сложных, которые осуществляются мысленно.

Управленческий проект

План мероприятий по реализации проекта

Created with Visual Composer