Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №77 г.Томска

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД В ДЕТСКОМ САДУ?

Вопреки распространенному мнению учитель-логопед не только «ставит» звуки. Работа учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образова-тельный процесс. В задачи учителя-логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ПОРА ПОКАЗАТЬ РЕБЕНКА ЛОГОПЕДУ?

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благо-приятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. И даже, если учитель- логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет в поликлинике, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы были все это время?».

Сейчас активно разрабатываются методики ранней диагностики тяжелых нарушений речи, система помощи детям такого раннего возраста еще недостаточно развита. И все же чем раньше выявлено нарушение, тем более эффективной ока-жется его коррекция.

МОЖЕТ ЛИ МАМА САМА ОПРЕДЕЛИТЬ, НУЖЕН ЛИ РЕБЕНКУ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД?

Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма.

К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).

К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов.

К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Обратите внимание: если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы.

В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).

К 3,5 годам значительно увеличивается количество прилагательных.

В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваи-ваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года.

К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, польз-уется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи. Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к учителю-логопеду.

Однако часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить учителя-логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

 

Артикуляционные сказки для дошкольников

Учитель-логопед Володько Е.В.

Учитель-логопед Антипина И.В.

Учитель-логопед Жаркова М.А.

Учитель-логопед Зайцева О.М.

Консультации

Материалы семинара

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников